Первое, что нужно делать в отношении Господа Бога
Первое, что нужно делать в отношении Господа Бога, это хвалить Его. Хвалим, благословим, благодарим, поклоняемся, то есть хвалите Господа больше, нежели просите у него чего-нибудь.
Очень важно, что молиться нужно всегда как грешник.
Нельзя молиться как праведник, потому что праведность наша лжива, праведность наша мнима, праведность наша дырявая. Надо молиться Богу как грешник, то есть хвалить Бога, но не забывать, что грешен, испрашивать у него прощения в грехах своих.
А потом проси у Бога, проси чего хочешь.
Проси для дочки мужа, замужней дочке детей и верного жития супругам, чтобы не разводились, не дрались, не ругались, сыну живым и здоровым вернуться из армии, допустим, выплатить ипотеку.
То есть проси у Бога, потому что все, что нам нужно, у Него есть. Бог богат всем, у Него все есть.
Ему ничего не жалко.
Только Он дает дозированно тому, кому надо и вовремя.
Ну наконец, когда ты получаешь просимое, ты должен поблагодарить. Кто бы ты был такой, если ты, например, просишь у Бога помощи, а потом Бог тебе дает ее, а ты потом не благодаришь его, то есть благодарить нужно.
Итак, хвали, кайся, проси и благодари после получения просимого.
Вот четыре вида молитвы, которые определяют, насколько мне память не изменяет, Святой Василий Великий.
Теперь еще одна очень интересная вещь. Когда начнешь хвалить, заканчивай покаянием, а когда начнешь каяться, заканчивай хвалой. Проиллюстрирую вам простейшими, очень важными, мне кажется, примерами.
Псалом Покаянный: написал Давид после того, как он был дважды ранен двумя стрелами: прелюбодейства и убийства. Значит, он убил и спал с чужой женой. Потом он это все понял. Это ему Нафан сказал, он это все на себя примерил, эти обличительные слова, и начал омывать слезами ложе свое.
Вот псалом, родившийся из покаяния: «Помилуй меня, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Он: кается, кается, кается, кается. А потом в конце говорит: «Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся». Внимание. То есть Давид, убивший и сблудивший, говорит: «Я научу беззаконных путем Твоим и нечестивых Тебе обратятся». Я извиняюсь, царь Давид, ты сам-то кто? Ты же сам нечестивый. Ты же сам убийца и прелюбодей. Ты еще кого-то собираешься учить. Ты собираешь нечестивых: «Приди к Богу». А ты сам что натворил? Вроде бы так.
На самом деле великая мудрость здесь открывается. Он начинает с покаяния, а потом постепенно сердце его разгорается теплотой все больше и больше, до горячего доходит уже состояние сердца, и он говорит: «Я, Господи, Тебе все сделаю».
А что Богу самое нужное? Это возвратить грешников с грешных путей. «Я Нечестивых к Тебе обращу, научу беззаконных путям твоим». То есть он заканчивает, по сути, обещанием Богу быть проповедником и учителем многих, понимаете.
Так и Петр слышит от Христа в ответ на покаяние повеление пасти овец моих. Это для для Господа очень ценно. Вот он начинает с покаяния, а заканчивает хвалой, и там он уже говорит про стены иерусалимские, про жертву тайную.
А в Великом словословии мы наоборот сначала хвалим Бога, а потом потихоньку поем, поем, а потом спускаемся к покаянию.
Да, это закон. Начнешь каяться — взойдешь до хвалы, начнешь хвалить — снизойдешь до покаяния.
Вот если великое повечерие в Великом посту вы посещали, заметьте себе, там есть две песни, которые радикально представляют нам эти две позиции.
Первая: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтесь, яко с нами Бог». То есть с нами Бог, мы никого не боимся. Это песня торжества веры, то есть мы вообще никого не боимся. Все, что вы замышляете, задумываете, ножи точите и, значит, собираете оружие свое, это все ерунда. С нами Бог, спрячьтесь все.
Потом проходит половина повечерия, и поется: «Господи, сил с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы. Господи, сил, помилуй нас».
Протоиерей Андрей Ткачев