Фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него
«Фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него (от Иоанна) (Лук. 7:30)
Остановилась мысль на этих словах.
Воля Божия была, чтобы религиозные вожди крестились под рукой Иоанна, чтобы покаялись, чтобы веровали в Грядущего за Иоанном.
Пропустить мимо ушей слух Иоаннов было невозможно. Законники приходили его послушать. Но вот далее — войти в воду с сокрушенным о грехах сердцем — этого в большинстве случаев не было. Несомненно их прельщала собственная ученость. Глубокая начитанность в букве Закона внушала им мысль, что они не рабы в Царстве Мессии, а, по меньшей мере, советчики или даже соправители. Они хотели судить дела и слова Мессии на основании Предания, а не быть судимыми от совести и от Него. Поэтому они скользнули по Крещению Иоаннову взглядом, но внутрь себя слова его не пустили.
А воля Божия была — именно им тоже креститься от него.
Допустим, они это сделали бы. Что тогда?
Тогда существенно поменялась бы в своем развитии вся Евангельская история. С сокрушенным сердцем, с чувством раскаяния они вернулись бы в свои селения. И в ближайшую же субботу, во множестве синагог по всей Святой Земле раздалась бы проповедь о покаянии перед лицом Грядущего. Пыль учености сменилась бы добровольным смирением. Градус самомнения пополз бы вниз, уступая место чистому Слову Божию.
Тогда Христа в синагогах уже не окружали бы язвительные группы людей, то требующих знамения, то ропщущих на субботнее чудо. Христос не огибал бы некоторых селений по причине злобы живущих там. Христос не таился бы пустынных местах, но спешил бы обойти все города Израилевы. Сам, возможно, без помощи 12-ти и 70-ти. И в раскаявшихся людях, ожидающих видеть лето Господне приятное, Он нашел бы не переменчивую во мнениях толпу, а подлинный начаток Своей Церкви.
Само осуждение Его на распятие было бы сильнейшим образом затруднено, если бы религиозная элита в массе своей поддалась обаянию Его личности и Его благодати.
Конечно, Сын Божий шел по написанному. И был бы убит злобой Своего народа и руками язычников. Но все же это была бы несколько иная история.
И не было так, что фарисеи изначально ослепли по воле Божией, чтобы исполнить Писания. Наоборот, воля Божия была в том, чтобы все они крестились от Иоанна, исповедуя грехи, а потом не смогли бы не узнать истинного Мессию в Иисусе из Назарета.
Возможно, народ разделился бы на две приблизительно равные партии. Возможно, дело дошло бы бы до ножей и гражданского противостояния. Тогда римляне бы вмешались и было бы то, чего так боялся Каиафа: придут Римляне и овладеют местом нашим и народом (Ин. 11:48) И тогда все равно выбор пал бы на то, чтобы „один человек умер за людей, нежели бы весь народ погиб“ (Ин. 11:50)
Но все же… Была прямая воля Божия: всем (!) приклониться под руку Иоанна и покаяться. Эта воля была решительно отвержена вождями по гордости. А если бы не была отвержена, в Евангелии бы были, кроме наличествующих, еще другие, неожиданные, яркие страницы.
Протоиерей Андрей Ткачев