Я в общем-то неплохой человек. Грехи есть, да. Но кто ж без греха
Я в общем-то неплохой человек. Грехи есть, да. Но кто ж без греха? Я не убивал, не крал. Так, разве, по мелочи. Добро делаю людям. Просят помочь – помогаю. Все меня уважают. Есть действительно большие грешники. Всю страну разворовали, куда ни сунься – везде взятки требуют. В газетах каждый день такое пишут – читать страшно. Вот это, я понимаю, грешники. Никого не боятся. А я? Что я? Было бы таких, как я, побольше, может, и жить было бы на свете хорошо».
Вы не узнали себя в этом монологе? Хорошо, если не узнали.
У этого оправдательного монолога есть десятки различных вариантов с добавлением своих добродетелей и чужих недостатков.
Но суть подобных речей в свою защиту всегда одна и та же: «Я хороший(ая). Не святой и не ангел, но в целом хороший. Другие хуже».
Это очень опасный монолог. Это – фурункул, проявляющий вовне скрытую внутри души болезнь.
Называйте эту болезнь как хотите, поскольку в медицинской энциклопедии она не описана.
Но суть болезни заключается в том, что мыслящий подобным образом человек является, во-первых, обманщиком, а во-вторых, врагом Господа Иисуса Христа.
Почему обманщиком? Да потому, что, «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1: 8).
А почему врагом Господа? Да потому, что за краткой фразой «я хорош» или «я не грешен, другие грешны» скрывается целый осиный рой богоборческих мыслей.
Вот некоторые из этих мыслей, данные в своем логическом завершении.
Христос пришел в мир спасти грешников.– А если я и так праведен, то Он даром приходил. По крайней мере, ради меня приходить не стоило. Ради других стоило.
Ради тех, кто то-то и то-то сделал и еще больше сделает. Это им ад угрожает.
Пусть каются. Что же касается меня, то меня карать не за что. Следовательно, я в Христе не нуждаюсь.
Христос распять Себя дал за грешников и кровь пролил. – Не надо было. Надо самому жить и давать жить другим.
Он же – Бог! Надо было что-то другое придумать.
А так, Сам страдал, нам терпеть велел. Пусть те терпят, кого земля носить не хочет.
Я ничего такого не сделал, чтобы за меня и мои грехи Иисуса Христа мучить.
Христос будет нас судить.– Я не боюсь. Будет так будет. Пусть судит.
На то Он и Христос. Все равно мне не в чем каяться.
И не надо меня пугать. Христос добрый. Он всех любит.
Это вы тут понавыдумывали всякого! Знаем мы вас, святош.
Бога вообще любить надо, а не бояться. Вы грешили, вы и бойтесь.
А я никому ничего плохого не сделал.
Все эти и подобные им слова звучат реально. Они слетают с уст довольно редко – когда человека раздражат и выведут на откровенность.
Но, уверяю вас, внутри человеческого сердца эти диалоги звучат. И Бог, видящий тайну сердец, читает ежедневно эти бытовые богохульства, словно бегущую строку.
Человек не проговаривает то, что живет в его сердце, лишь по причине неумения додумывать свои мысли до конца и по незнанию себя. Случись нам познать себя, мы увидели бы, что место наше – среди распинателей, среди лукавых совопросников, среди римских солдат с бичами в руках, среди тех, кто кричал: «Сойди с креста – и мы уверуем в Тебя!»
У всех этих людей была своя правда. Одни исполняли приказы начальства, другие ревновали о старине и о законе, третьи боялись народного возмущения и жертвовали.
Одним ради шаткого мира для многих. В своих собственных глазах каждый из них был прав.
У каждого была в наличии развернутая аргументация своей личной не то что невинности, а даже правоты!
Мы потому и согрешаем так часто в жизни, согрешаем зачастую тяжело и гадко, что уверены в своей правоте и не хотим перед Богом признать себя грешниками.
А ведь апостол Павел сказал, что из грешников он – первый, и мы по-славянски повторяем эти слова всякий раз, идя к причастию.
Пришел Господь в мир грешников спасти, «от них же первый есмь аз».
Протоиерей Андрей Ткачев