Ребёнок приходит не по заказу
Прервать беременность – то же самое, что удалить зуб?
Люди, которые занимаются в той иной мере защитой жизни нерождённых детей (т.н. «пролайфом»), регулярно сталкиваются с таким явлением, как абортное… мышление. Явление это заключается в том, что аборт воспринимается многими как обычная медицинская операция и нормальная часть жизни многих женщин. Не секрет, что для многих женщин прервать беременность – это примерно то же самое, что удалить зуб. В Интернете нередко встречаются анонимные вопросы, в которых представительницы прекрасного пола интересуются, где можно сделать аборт и за сколько. А также просят поделиться опытом: кто делал аборт в такой-то клинике и как всё прошло. Некоторые про общий наркоз спрашивают, чтобы избавиться от ребёнка в максимально комфортных для себя условиях.
Особенно цинично, когда такие посты фигурируют в группах, посвящённых… детям и материнству.
Вот, одна участница спрашивает, какую таблетку выпить, чтобы предотвратить наступление беременности. Не осознавая, что все такие таблетки сделаны таким образом, чтобы в случае зачатия прервать уже зародившуюся жизнь маленького человека.
Другая уже выпила такую таблетку и волнуется, что ребёнку, которого она сейчас кормит грудным молоком, это может навредить.
Третья недавно сделала аборт и тоже волнуется: не навредит ли это процессу грудного вскармливания того ребёнка, которому посчастливилось родиться – в отличие от его брата или сестры.
Четвёртая беременна, и этот факт её не радует. Просто она ещё не приняла эту новость и пребывает в смятении. В комментариях недвусмысленно дают понять: возможно, ещё не поздно сделать аборт?
Когда мы говорим об источниках данного явления, то можно сказать кратко: первоисточником является первородный грех
И дело в том, что эта проблема, на самом деле, глубже и шире. Когда мы говорим об источниках данного явления, то можно сказать кратко: первоисточником является первородный грех. И это будет правдой. В глобальном смысле так и есть. Но всё же до XX века деторождение и многодетность были нормой.
В XX веке стало набирать обороты феминистское движение, одновременно с упадком религиозной морали. Далее происходит легализация абортов в РСФСР. На Западе появляется Ассоциация планирования семьи, деятельность которой сопровождается девизом: «Ребёнок должен быть желанным». Впоследствии аборты легализуются и на Западе. Таким образом, аборт из маргинального и криминального явления становится привычной медицинской операцией.
Для советского и постсоветского времени нормой считается 1–2 ребёнка в семье. В 1990-е годы Ассоциация планирования семьи разворачивает свою деятельность в России, и лозунг «Ребёнок должен быть желанным» начинает всё чаще звучать из уст наших граждан.
Большинство людей не задумывается о происхождении данного лозунга. Как и о том, когда, кем и с какой целью была основана «Ассоциация планирования семьи». Но убеждение, что ребёнок должен быть желанным, запланированным, что «лучше родить одного, но дать ему всё», прочно укоренилось в сознании общества.
Так что проблема не сводится только к абортному мышлению. И сквозит не только в постах и рассуждениях непосредственно на тему прерывания беременности. А заключается эта проблема в том, что современное общество в большинстве своём относится к ребёнку не как к Божьему благословению, а как к товару.
Современное общество в большинстве своём относится к ребёнку не как к Божьему благословению, а как к товару
Товар можно заказать – тогда, когда появится нужда в нём, и в том количестве, какое требуется. И такой, который захочется. Часто покупку того или иного товара планируют заранее. От товара можно отказаться. Товар можно сдать обратно в магазин или выбросить, если он оказался бракованным. Можно также заказать товар с определёнными характеристиками.
Ничего не напоминает?
Лично мне это напоминает то, с чем часто приходится сталкиваться в Интернет-сообществах.
Утверждение, что ребёнок должен быть желанным и запланированным, подобно заранее спланированной покупке желаемого товара.
Если беременность «незапланированная», это часто является поводом сделать аборт. Дескать, «мы пока не готовы к ребёнку. Может быть, как-нибудь потом мы родим желанного малыша». А этот «нежеланный», поэтому его мы убьём!
Нелицеприятны высказывания в адрес тех, кто рожает много детей. Обвинение многодетных в «безответственности», «меркантильности» (!), «неумении думать головой, а не ‟одним местом”». А также в «неспособности к чему-либо, кроме размножения».
Стремление уже не просто любой ценой добиться рождения ребёнка со своими генами, но и «заказ» на ребёнка определённого пола. Возможности современных репродуктивных технологий таковы, что за деньги «сделают» хоть мальчика, хоть девочку. А на Западе ещё и цвет глаз ребёнка можно «заказать». При этом, само собой, «дефектные» эмбрионы утилизируют. По желанию заказчиков «лишние» также подлежат уничтожению. Делая ЭКО, люди платят большие деньги и хотят получить качественный «товар». Это всë – другая сторона той же проблемы.
«Зачем рожать таких детей?!»
Убеждение, что если на УЗИ у плода обнаружена патология, надо прервать беременность – просто убить ребёнка, если с ним что-то не так. Точно так же относятся к неодушевлённому предмету: дайте, пожалуйста, качественный товар, а бракованный мне не нужен.
Гонение на тех, кто рожает «особых» детей, и попытки выставить их в глазах общества безответственными эгоистами, которые сознательно обрекают человека на мучения.
– Зачем рожать таких детей?! – недоумевают они.
Я часто спрашиваю у таких людей, надо ли в таком случае убить всех людей с инвалидностью. И напоминаю, что любой человек сегодня может быть здоровым и полноценным, а завтра попасть в ДТП или заболеть тяжёлой болезнью. И как следствие, стать инвалидом. Однако на такие аргументы отвечают: «Это другое. Когда человек становится инвалидом – это одно, а когда люди заранее, до рождения ребёнка, знают о патологии его развития, то тут иная ситуация». На самом же деле, ситуация вовсе не иная. Во-первых, нет никакой разницы: убить человека до или после рождения. А во-вторых, сама идея аборта в случае обнаружения патологий у плода даёт понять, что человек с инвалидностью чем-то хуже остальных и имеет меньшее право на жизнь, чем физически полноценные люди. А если, согласно такой логике, у них нет права на жизнь, то откуда оно возьмётся у тех, кто стал инвалидом уже после рождения? Инвалидность может быть врождённой или приобретённой, но на выходе всё равно будет один и тот же результат.
Однажды, после очередной дискуссии на тему рождения «особых» детей, я задалась вопросом: почему люди боятся таких детей? Ведь такие люди – самые безобидные. Знакомый священник как-то сказал: «Что касается умственного развития, то всё относительно. Есть масса подонков с острым умом и прекрасным образованием».
Конечно, желание родить здорового ребёнка вполне нормально и естественно. Но давайте посмотрим правде в глаза. Концлагеря и печи для сжигания узников придумали отнюдь не люди с синдромом Дауна. Репрессиями первой половины XX века руководили не олигофрены. Красными кхмерами командовали не аутисты и не люди с умственной отсталостью.
Больше всего зла человечеству причинили как раз физически и умственно полноценные люди. И менее всего – ментальные и физические инвалиды.
Но в вышеупомянутом Интернет-сообществе рекомендовать сделать аборт, употребить абортивный препарат – обычное дело. Если какая-то участница, оказавшаяся в сложной ситуации, посетует на поведение мужа и спросит, как ей быть, то в ответ услышит от комментирующих многократное: «А зачем рожали?»
Если недостаточно жилплощади или собственного жилья вовсе нет – «Зачем рожать?»
Семья живёт на зарплату мужа, и к тому же приходится выплачивать кредит – «Куда рожать ещё, с ума сошли?»
И это, повторюсь, не сообщество чайлдфри, не группа, где глумятся над материнством и намеренно дискредитируют институт семьи. Это группа, название которой начинается на «Мамы Мамочки...». Уже само название предполагает, что здесь тебя поймут и поддержат именно как маму, дадут добрый совет. Но, по факту, там походя унизят тех, кто хочет третьего, четвёртого, даже второго ребёнка. И упорно станут доказывать, что отказаться от рождения детей в пользу жизни «для себя» – это нормально. И что «только безответственные люди рожают много детей, не имея достойных условий для их воспитания».
Нормально ли это, если Бог сказал: «Плодитесь и размножайтесь», а также с учётом того факта, что стремление к продолжению рода является одной из базовых потребностей человека? Это отдельный вопрос. Я считаю, что отказ от деторождения ради карьеры, путешествий и комфорта говорит о сбое в базовых настройках человека.
Что же касается условий, то это очень относительно и субъективно. Как говорится, у кого-то суп жидкий, а у кого-то жемчуг мелкий.
Родительские ожидания
Есть ещё одна грань у проблемы отношения к ребёнку как к товару или проекту. Грань, которая не так заметна, а для окружающих может даже выглядеть невинно, но обдает ребёнка холодом. Это родительские ожидания, которые тяжелым грузом ложатся на хрупкие детские плечи. Как следствие – неспособность любить ребёнка безусловно, с одной стороны, и отчаянные попытки заслужить любовь и душевное тепло родителей – с другой.
В далёком детстве я однажды наткнулась на какой-то советский чёрно-белый фильм. Как называется, не помню. И там был эпизод, где маленькая девочка спрашивает у мамы:
« – Мама, а ты меня любишь?
– Когда хорошо себя ведëшь, люблю. А когда плохо, то не люблю.
На что девочка с улыбкой сказала:
– А я тебя всегда люблю!»
И обе засмеялись.
Я всё ждала, что мама скажет дочке, что тоже всегда любит её. Но не дождалась.
Ребёнок – это уникальный живой человек. С бессмертной душой и хромосомным набором, данным ему и только ему. Его уникальность определяется в момент зачатия, и до мельчайших подробностей она расписана в генах – от отпечатков пальцев до особенностей психики. Не мы определяем эти особенности. И не нам решать, когда прийти новому человеку в этот мир. Ребёнок приходит не по заказу. Точнее, далеко не всегда «по заказу». Чаще – вопреки. Он приходит тогда, когда Бог, при непосредственном участии двух людей, принимает решение сотворить в утробе женщины нового человека. Известие о беременности может обрадовать, а может расстроить. Во втором случае требуется время для принятия этой новости. Реальность изменилась: теперь у меня есть ещё один ребёнок. Просто он пока не родился. Бог дал этого ребёнка – тогда, когда посчитал нужным. И такого, какого считает нужным дать. И даже если у ребёнка обнаруживается патология развития, то это означает одно: этой конкретной семье в данный период нужен именно такой ребёнок, как бы тяжело и больно это ни было. Случайностей не бывает, и ничего не происходит с нами просто так.
Безусловная любовь – вот то главное, что требуется каждому ребёнку. Родившемуся и ещё не рождённому. Особому и нормотипичному. Здоровому и больному. Упрямому и послушному. Спокойному и сорванцу. Красивому и не очень. Иванушка-дурачок нуждается в любви и принятии не меньше, чем Иван-Царевич. С дурачком даже проще. От него не ждёшь ни особых достижений, ни соответствия родительским ожиданиям. А потому не будет разочарований и упрёков: дескать, мы для тебя всё делали, а ты… Его просто принимаешь таким, какой он есть. И любишь его таким. По крайней мере учишься любить.
Зато Царевич, несмотря на все успехи, в один прекрасный день может заявить родителям, что из-за них он стал глубоко несчастным. Потому что с детства старался угождать им и делать то, чего от него ждали они, лишь бы только заслужить любовь и похвалу с их стороны. Сам же он не этого хотел, а мечтал работать простым дворником и быть свободным человеком. Скажет это всё Царевич, а потом пойдёт и промотает свои полцарства. В знак протеста.
Или не скажет и не промотает, а научится подавлять в себе неудовлетворенность, боль и злость. Научится не думать о своих желаниях. И дойдёт до того, что желания родителей будет принимать за свои собственные. А потом своих детей будет воспитывать так же, как воспитывали его: успешными, воплощающими родительские амбиции, но глубоко травмированными и несчастными.
При более благоприятном раскладе – выбросит в помойку свою корону, пойдёт в дворники, женится на молодой симпатичной продавщице из газетного киоска и почувствует себя необыкновенно счастливым человеком.
Безусловная любовь – это так мало и так много. Так легко и так трудно. Она не продаётся, не покупается, не заслуживается. Она – без условий. И она бесценна.