Крест — красота Церкви
Неделя по Воздвижении посвящена чествованию и поклонению святому Кресту. Церковь напоминает нам о крестных страданиях, Голгофе и скорби каждого православного христианина. Священное Писание и христианское богословие акцентирует наше внимание на том, что именно крест является главным орудием спасения всего мира, символом победы добра над злом и реальными силами дьявола. Протестантский мир все чаще обвиняет православных христиан в том, что православие призывает людей поклоняться деревянным доскам, деревьям и прославлять орудия пыток и смерти.
Нередко так бывает и в светском мире, когда циники, крайние прагматики и скептики говорят о том, что смешно, когда воины присягают перед флагом, ценят боевые награды — медали и ордена, сохраняют мундиры и вообще восхищаются миром геральдики. Ведь, если допустить эту циничную и страшную мысль как аксиому, то действительно получается, что человек, присягая Родине, целует тряпку, носит медные погремушки на груди и, при чем тут реальная жизнь, кровь, смерть и мужество воинов. И только те, кто воевал на самом деле, кто слышал звуки от выстрелов и взрывов, знает, что такое кровь, пот, раны и смерть боевых товарищей. Человек, прошедший войну, знает, что такое боевые награды, что такое флаг полка, мундир и честь офицера. Так и истинный христианин понимает, что крест, на котором был распят Господь, на котором Богочеловек проливал кровь за весь мир, напоминает нам о духовной борьбе каждого человека со злом, смертью, проклятием и неправдой.
Почитая крест, мы не только чтим страдания Христа, но и получаем от Бога поддержку, силу и защиту — от святого Креста — райского древа жизни, Знамени Победы над адом и смертью, своеобразным символическим золотым орденом «За мужество» в борьбе с силами зла. Парадоксально, но в тайне Христова искупления, искупления, исцеления, прощения и освящения, орудие убийства — крест — становится символом победы над самой смертью. Святой апостол Павел напоминает каждому человеку, что «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем… Зная, что воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас " (2 Кор. 4:10; 14).
Церковная поэзия воспевает крест в своих песнопениях на богослужении: «Крест — красота Церкви, крест — верных утверждения, крест — ангелов слава и демонов ярость».
Чествование святого Креста, соединенное с горячей молитвой и пламенной верой, прогоняет всяческий страх и вселяет в душу мир, свет, благодать и духовное благоговение перед Богом.
Православная Церковь учит, что крест и крестное знамение для нас священны и чудодейственны не сами по себе, не благодаря нашим усилиям (освящение крестика в храме или приобретение в ювелирном магазине), а только силой распятого на кресте за все человечество Богочеловека Христа Спасителя. От Бога Святой Крест получает освящение и благодатную силу.
Церковь всегда предостерегает православных христиан от бездумного, механического использования святого Креста в духовной жизни. Чествование креста без чествования Самого Христа — это пагубный путь ложной магии и языческого восприятия жизни. Христианин, поклоняясь кресту, поклоняется не дереву, а самому Живому Христу, который пролил Свою Кровь на кресте за все человечество.
Итак, в неделю по Воздвижении Церковь чтит крест Христа Спасителя не как позорное орудие убийства, а как реальную животворящую силу Творца Вселенной, как победное знамя победы над смертью, унынием и отчаянием. Каждый христианин прекрасно понимает, что сила креста — это уничтожение силы и власти демонов и сатанинского нашествия. Православная Церковь верует, что в святом кресте присутствует энергия Христа, и поэтому христиане не только изображают крест и размещают в храмах, квартирах, офисах наравне с иконами, они также носят крест на груди, крестятся крестным знамением, благословляют крестом друг друга.
С точки зрения христианской аскетики, вся жизнь христианина — это несение собственного жизненного креста, перенесение всех страданий и отвержение без ропота. Этому вопросу посвящено много богословской и светской литературы. Практически каждый день христианин слышит патетические слова и триумфальные проповеди о «великой силе страдания». И вот, именно в этом вопросе важно не впадать в лицемерие, спекуляции и демагогию. Нередко приходится слышать от упитанного человека, который никогда в своей жизни не испытывал настоящих страданий, глубокие размышления о сдержанности, смирении, духовной кротости, покаянии и посте.
В этом много противоречий духовного бытия христианина. Демагогия, пустые разговоры, спекуляции на тему духовности, поста, молитвы подменяют собой реальные явления христианского подвига, страдания и мученичества и свидетельства о Христе. А с другой стороны, христианин полагаясь только на свои силы, пост, молитвы, презирая милость и любовь Бога, может прийти к внутреннему опустошению, унынию и даже отчаянию.
По большей части, человек, обремененный страстями, не видит света любви Бога, сконцентрированный только на себе, кресте, страдании, Голгофе, может в конечном итоге, прийти к полному разочарованию в религии. Важно помнить, что истинный путь к спасению и аскезе пролегает через Голгофу и Воскресение. Если нет ощущения воскресения и обновления бытия в душе и сердце, духовной перезагрузки, преображения в мистическом бытии Церкви, то нет и истинных результатов в духовной жизни христианского мира.
Слова церковной молитвы «Слава, Господи, Кресту Твоему честному и Воскресению» регламентируют динамику духовной жизни, напоминают каждому человеку, что только путем Воскресения можно прийти к Богу. Православная Церковь проповедует всему миру и каждому человеку Евангелие — благую радостную весть о Воскресшем Христе. Только духовная радость живого Богообщения, пророческая отвага, Апостольский оптимизм в провозглашении Благой Вести — способны одолеть печаль, скорбь, духовную грызоту и отчаяние повседневной и многострадальной жизни каждого христианина.
Протоиерей Владимир Кашлюк и Николай Некрасов