Top.Mail.Ru

Что мы оставим после себя на земле?

Что мы оставим после себя на земле?

Ревность по доме Твоем снедает мя (Пс. 68,10).
Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18,20).

После смерти кто-то оставит после себя недвижимость и кучу денег: в гробу карманов нет. Часто наследники тут же перессорятся из-за наследства. Кто-то оставит после себя многочисленное потомство – детей, жезл старости; а некоторые состоятельные люди при жизни построят храм или внесут хотя бы часть средств на его строительство – и это будет лучшим памятником на земле после ухода в мир иной!

Этот рассказ – о княжне Марии Сергеевне Хованской (в замужестве Кар), устроительнице грандиозного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Сергиевском Калужской губернии. Сведений о ней сохранилось немного. Она родилась в 1756-м году в патриархальной семье Сергея Федоровича Хованского (1722–1777), представителя одного из самых древних и знатных родов России.

Княжеский род Хованских ведет свое начало от Великого литовского князя Гедимина. Праправнук Гедимина, Василий Фёдорович, стал родоначальником князей Хованских; фамилию он получил по названию небольшой речки Хованки около Волоколамска, где находились его земельные владения.

Отец Марии Сергеевны, генерал-поручик Сергей Федорович Хованский, служил при Екатерине II. Вторым браком был женат на княжне Екатерине Петровне Оболенской (1725–1801), матери Марии Сергеевны. Глубоко верующая мать, Екатерина Петровна старалась воспитать детей в любви к Богу. Овдовев, она постриглась в монахини под именем Евпраксия. Умерла 17 апреля 1801 года на 76-м году жизни и была похоронена в Донском монастыре Москвы.

Благочестие и набожность всегда отличали ее дочь Марию. В 1785-м году Мария Сергеевна Хованская вышла замуж за опального генерал – майора Василия Алексеевича Кара (1730–1806), потомка шотландского рыцарского рода. (Кары с XVII века находились в Москве на службе у русского Царя). Брак был поздний: жениху – 55 лет, невесте – 29.

В 1773-м году генерал-майор Кар возглавил войско, посланное на подавление восстания Е.И. Пугачева. После отпора, полученного от отрядов пугачевских атаманов на пути к осажденному Оренбургу, Кар самовольно оставил войска и под предлогом болезни уехал в Москву. После этого был с позором уволен из армии по приказу Императрицы Екатерины II, с запретом проживать в обеих столицах – Москве и Петербурге. Одни обвиняли Кара в трусости, другие требовали суда над ним, третьи хотели послать на виселицу. Скорее всего, Кар стал жертвой дворцовой интриги: высшее командование решило все неудачи похода против Пугачева списать на Василия Кара, подвергнув его гневу Екатерины II. Трусость Кара была увековечена А.С. Пушкиным в его произведениях «Капитанская дочка» и «История Пугачевского бунта».

В 1776-м году Василий Алексеевич Кар купил на аукционе калужское имение князя Бориса Васильевича Голицына – село Горяиново – и еще несколько деревень в Калужском уезде. Отставной генерал-майор занялся в приобретенном имении строительством грандиозной усадьбы. Новый дом был выстроен на английский манер и походил на крепость. Кар устроил парк со стройными рядами лип, плодовый сад. Усадьба изумляла современников красотой и размерами. Свое имение он стал именовать Карово, вместо прежнего названия – Горяиново.

Генерал Кар оказался жестоким крепостником. Он выстроил рядом с Карово слободу Ленивку, куда переселял нерадивых, по его мнению, крестьян. При этом отбирал у них дома, скот, землю, имущество, переводя их на «масячину», то есть на содержание, которое получал крепостной крестьянин от помещика за то, что работал на него 6 дней в неделю. Более того, Кар распоряжался судьбой их детей, отбирая их у родителей и отдавая в обучение мастеровым и ремесленникам. А.С. Пушкин в «Замечаниях о бунте» сообщал, что Кар якобы нашел «смерть насильственную: был убит своими крестьянами, выведенными из терпения его жестокостью». Но в данном случае поэт изложил всего лишь одну из легенд о генерале Каре.

Видимо, с таким суровым и жестоким супругом жить Марии Сергеевне было нелегко, но она всё переносила со смирением. В браке с Каром у нее родились четверо детей: Екатерина (1786), Алексей (1787), Анна (1789) и Сергей (1891).

Покровский храм в СергиевскомПокровский храм в Сергиевском Василий Алексеевич Кар скончался 25 февраля (9 марта) 1806 года. Смерть его была вызвана преклонными годами, а не «убийством собственными крестьянами». После его смерти вдова стала распорядительницей и управительницей значительного состояния. Кар был безразличен к религии и храма на территории новой усадьбы не построил, но не такова была его супруга. В том же 1806-м году Мария Сергеевна Кар подала прошение на имя Калужского епископа Феофилакта о строительстве на ее средства каменного храма на территории усадьбы Карово в Калужском уезде. 27 августа 1806 года Преосвященный Феофилакт дал разрешение на строительство. Почти всё свое состояние (приданое) Мария Сергеевна отдала на постройку храма на месте пришедшей в ветхость деревянной церкви. Грандиозный храм строился в течение четырех лет – с 1806 по 1810 год – по проекту архитектора Иванова.

В сентябре 1810 года храм был полностью построен. Как и все храмы, он утверждал незыблемость и величие христианской веры. Он состоял из трех приделов. Центральная часть – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый придел был посвящен Преподобному Сергию Радонежскому, поэтому село стало называться Сергиевским, а волость – Сергиевской. С левой стороны придел – во имя Преподобного Василия Исповедника, епископа Парийского, в память о покойном муже госпожи Кар – Василии Алексеевиче.

Огромный и величественный храм был построен в стиле раннего классицизма, имел 6 куполов, трехъярусную колокольню высотой 48 метров с хрустальным крестом на ней и портиками, был украшен скульптурами евангелистов и изящной лепниной. На колокольне храма размещались 10 колоколов. Самый большой колокол, отлитый в Москве, весил 156 пудов (2,5 тонны) и был назван за свой мелодичный звон Серебряным. Внутреннее пространство храма было украшено иконами тонкой работы. Величественный храм поражал современников своим великолепием и изяществом убранства.

Величественный храм поражал современников своим великолепием и изяществом убранства

Торжественное освящение храма состоялось 1/14 ноября 1810 года при огромном стечении местных крестьян. В тот день преосвященный Евлампий, епископ Калужский и Боровский, сменивший епископа Феофилакта, в проповеди к народу сказал:

«Храм святой Господень новоустроен, украшен и благодатью Божьею освящен! Уже святилище Божие не удалено от вас, близь есть: процвела ваша пустыня, яко крин. Поздравляю тебя, благочестивая строительница. Именем всея Церкви поздравляю и вас, православные христиане!»

Покровский храм стал украшением не только села, но и всей Калужской губернии. До революции крестьяне останавливались у церкви послушать великий Серебряный колокол, который также был гордостью всей округи.

В этом же, 1810-м, году, 19 мая, умерла двадцатилетняя дочь Марии Сергеевны – Анна (1789–1810), что явилось для матери сильным потрясением. Не радовал ее и старший сын – Алексей. За год до своей смерти, 3 марта 1805 года, Василий Кар в духовном завещании лишил Алексея наследства «по его распутной и неосновательной жизни»: «Делает мне ослушания, грубости, неучтивства и несносные оскорбления». Отец передал всё имущество тринадцатилетнему сыну Сергею, возложив до его совершеннолетия управление имениями на супругу, Марию Сергеевну Кар. Однако справедливости ради отметим, что впоследствии Алексей, как и его брат Сергей, отличились во время Отечественной войны 1812 года и заграничных походов. Алексей и Сергей Васильевичи храбро сражались за Отечество, были ранены и за мужество награждены орденами.

Сергиевское при ОсоргиныхСергиевское при Осоргиных

12 ноября 1829 года Мария Сергеевна Кар «по старости и слабому здоровью» передала управление имением сыну Сергею, с правом продажи и залога. Сама храмостроительница удалилась в калужский Казанский девичий монастырь, где приняла постриг с именем Евпраксия. С этим же именем когда-то и ее мать приняла монашество. Поговаривали, что Мария Сергеевна ушла в монастырь замаливать грехи мужа.

Поговаривали, что Мария Сергеевна ушла в монастырь замаливать грехи мужа

Матушка Евпраксия построила себе деревянный домик на территории монастыря (в таких же домиках жили там все насельницы) и скончалась 22 сентября 1833 года в малом монашеском образе. Была похоронена в Сергиевском, в правом приделе построенного ею храма. Прихожане храма с благоговением относились к памяти той, которая построила храм. Входя в него, люди первым делом направлялись к надгробию его основательницы и устанавливали там свечку.

В 1843-м году Сергей Васильевич Кар имение Сергиевское проиграл в карты. Усадьба перешла во владение семьи дворян Осоргиных, потомков святой Иулиании Лазаревской (Муромской). Новый владелец, Михаил Герасимович, был потрясен тем, что Сергей Кар продал имение, в котором покоился прах его матери. Имение Сергиевское оставалось в собственности Осоргиных до 1917 года. В октябре 1918 года они были изгнаны из Сергиевского и скитались по московским родственникам.

В течение 120 лет храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был гордостью, радостью и утешением для многочисленных жителей близлежащих деревень

В течение 120 лет храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был гордостью, радостью и утешением для многочисленных жителей близлежащих деревень. Влияние церкви на духовную жизнь прихожан было огромным, ни с чем не сравнимым. В Покровском храме регулярно совершались богослужения; здесь люди причащались Тела и Крови Христовых, венчались, крестили своих детей; здесь отпевали их близких; здесь человек возносился душой к небесам. Храм благоговейно любили и крестьяне, и господа Осоргины.

В начале ХХ века Сергиевское было переименовано в Кольцово – в честь поэта Алексея Кольцова. В 1922-м году в Кольцове была произведена опись и изъятие церковных ценностей. В начале 1930 года властями была предпринята попытка закрыть церковь, на кресте которой был вывешен красный флаг. Но верующие села Кольцова и окрестных деревень церковь отстояли, флаг был снят, и храм снова стал действующим. Но в 1932-м году Покровский храм закрыли окончательно. Установленный на нем большой стеклянный крест был расстрелян. Барский дом сгорел в 1923-м году, погибла библиотека в 3 тысячи томов: от дома остались одни руины, поросшие крапивой. По приказу властей в 1050-е годы, при Н.С. Хрущеве, храм разобрали на кирпичи. Этот кирпич старый пьяница Прохор Фомичев обменивал на водку. 48-метровая колокольня уцелела только потому, что, когда Фомичев хотел разобрать и ее, местные мужики пригрозили ему: если он тронет колокольню, его самого разберут по частям.

От былой богатой усадьбы сохранилась лишь полуразвалившаяся колокольня с покосившимся каркасом креста, здание церковно-приходской школы и парк

Итак, в настоящее время от всей былой богатой усадьбы сохранилась лишь полуразвалившаяся колокольня с полустертыми надписями и покосившимся каркасом креста, здание церковно-приходской школы и липовый парк. Слова одной из надписей на колокольне были взяты из Пятого псалма: «Вниду в дом Твой и поклонюся ко храму святому Твоему…» (Пс. 5, 8).

Согласно церковному преданию, у каждого храма есть свой Ангел Хранитель. Если храм разрушают, Ангел не покидает его. Пусть даже не останется ни стен, ни фундамента, но на месте, где когда-то стояла церковь, всё равно пребывает Ангел, и будет незримо присутствовать до конца времен. Есть Ангел Хранитель и у Покровской церкви в Кольцове, и свет благодати Божьей продолжает сиять над поруганной святыней.

В 1930-е годы могила Марии Сергеевны Кар была вскрыта и осквернена: местные мальчишки, играя в футбол, использовали ее череп вместо мяча. Ушли в небытие и хулиганы-мальчишки, и большевики, разорявшие храмы и расстреливавшие священников, но поколения людей, живших в Карово (Горяиново, Сергиевском, Кольцово), вечно будут помнить Марию Сергеевну Хованскую-Кар, построившую храм, который в наше время восстанавливается, по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента. С 2009 года в уцелевшей колокольне проводятся молебны. Так в судьбе Покровского храма отразилась история всей России Х1Х–ХХ веков.

Каждый, кто имеет благое намерение участвовать в строительстве любого храма, может внести свою лепту в виде именного кирпичика – это богоугодное дело. Молитвы за создателей (благодетелей и строителей) храма будут возноситься на каждом богослужении до тех пор, пока храм будет стоять на земле.

 

Мария Тоболова

09:15
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.